ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка - самое главное качество, которое помогает противостоять любым манипулятивным приемам.

Легче всего поддаются манипуляциям люди, самооценку которых раскачивает на «эмоциональных качелях». Когда вы абсолютно уверены в собственной правоте и не намерены признавать иную точку зрения (завышенная самооценка), манипулятору легко вывести вас из себя.

Или использовать дипломатию и обвести вокруг пальца.
Или при помощи псевдо-логики представить факты так, как вам хочется их видеть. В любом случае, выигрывает он.

В принципе, в этом нет ничего страшного. Но людям с обостренным чувством собственной правоты невыносима мысль, что их обыграли. Это заставляет их переживать проигрыш излишне эмоционально. Вместо того, чтобы спокойно разобрать, что было сделано удачно, а где допущена ошибка, такие люди склонны себя накручивать.

И впадать либо в агрессию, либо в чрезмерное расстройство. А в случае повторения ситуации, а она обязательно повторится – выводы то не сделаны, - человек рано или поздно приходит к выводу, что либо люди злы и коварны, либо с ним самим что-то серьезно не так (заниженная самооценка).

Люди с адекватной самооценкой прекрасно знают как свои сильные стороны, так и слабости.
А также и «эмоциональные крючки», за которые их можно зацепить.

УПРАЖНЕНИЕ, отлично работающее на формирование адекватной самооценки.

Для его выполнения потребуется 20 минут и 2 листа бумаги.

1. Возьмите первый лист, разделите вертикально на три части.

В центральной части выпишите по пунктам все то, что у вас во взаимодействии с другими людьми получается ХОРОШО. Пишите как можно конкретнее. Например, «Мне легко разговорить собеседника», «С моими аргументами быстро соглашаются», «Я могу эмоционально увлечь собеседника», «Люди обычно рады общению со мной». И так далее.

Теперь в левой части напротив каждого пункта напишите, как это качество может вам помочь в общении. Например, «Мне легко разговорить собеседника» → «Я могу собрать необходимую информацию»; «С моими аргументами быстро соглашаются» → «Я могу убедить собеседника в правильности моего предложения». И так далее.

Теперь самое интересное. В правой части напротив каждого пункта напишите, чем это качество может вам помешать. Например, «Мне легко разговорить собеседника» → «Наша беседа затянется, и я не успею высказать свою точку зрения»; «С моими аргументами быстро соглашаются» → «В сложной ситуации мы можем принять неверное решение, потому что не рассмотрим проблему со всех сторон. И виноватым окажусь я». И так далее.

2. Теперь возьмите другой лист, так же разделите его на три части. В центральной выпишите то, что у вас во взаимодействии с другими пока НЕ ОЧЕНЬ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Например, «Я легко вступаю в спор», «Я слишком быстро соглашаюсь, лишь бы не спорить», «Я слишком много говорю». Справа пишете, чем вам это мешает, слева – чем помогает.

Перечитайте все, что вы написали. Какие мысли возникают?

Многим это несложное задание помогает с другой стороны увидеть то, что они всю жизнь считали своими достоинствами и слабостями. Именно такой взгляд и позволяет со временем сформировать адекватную самооценку.

Мы с детства привыкли делить все на белое и черное, хорошее и плохое. И в какой-то момент перестали замечать полутона.

Но в общении не все так однозначно. Слабости иногда могут быть полезны. А сильные стороны могут и навредить. У каждого явления есть «другая сторона». И нам важно всегда ее замечать.