МЕНТОР. КОУЧ. БИЗНЕС-ТРЕНЕР. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

В последнее время очень много путаницы возникает в таких понятиях, как «коуч», «ментор», «бизнес-тренер». Иногда эти понятия используют как тождественные. Или считают, что все вышеперечисленные специалисты занимаются психологическим консультированием.

Давайте разберемся, чем эти специалисты занимаются.

Менторинг – один из методов передачи знаний от более опытного человека («ментора») к менее опытному («протеже»). В русском языке есть понятный синоним - «наставничество». Менторинг применим не только к трудовой деятельности, но и к любой жизненной сфере. При этом ментору не обязательно обладать специальными знаниями в области обучения других людей. Имеет значение лишь его высокая компетентность и экспертность в глазах обучаемого. И в этом его отличие от бизнес-тренера.

Коучинг (англ. Coaching) – особым образом организованный процесс работы с клиентом, входе которой решается какая-то конкретная задача клиента (профессиональная, жизненная, спортивная и т.п.). Важно: в ходе коучинга не передаются знания. Задачи развития и образования клиента здесь не ставятся. Процесс сфокусирован на достижении конкретной цели. При этом коуч (не «коучер»!) в процессе такой работы не имеет права советовать клиенту и высказывать собственное мнение по вопросу.

Его задача выстроить беседу таким образом,чтобы клиент сам сформулировал актуальные для него цели и выбрал путь движения к этим целям. По моим наблюдениям, российским специалистам довольно сложно осваивать эту профессию. Отличительной особенностью нашего менталитета является оценочная позиция по отношению к другим людям. Что совершенно неприемлемо для коуча. Ему необходимо быть в так называемой «коуч-позиции», которая подразумевает полную безоценочность и беспристрастность в суждениях. Коуч не имеет права ни высказывать, ни показывать согласие или несогласие с мнением клиента. И слова «правильно», «неправильно», «я считаю», «вам следует», «это очевидно» - табу для коуча. Также при работе с клиентом недопустимы методы мотивации «извне», когда клиента накручивают, стараясь эмоционально зацепить и заставить принять то или иное решение.

Причем неважно, какую цель преследует псевдо-коуч. И какие эмоции эксплуатирует –воодушевление или страх. Сама по себе попытка влиять на решение клиента говорит о том, что перед нами – не коуч. Профессиональный коуч использует специальные техники: задавание вопросов, уточнение, парафраз, активное слушание и т.п. Он помогает клиенту шире взглянуть на текущую ситуацию, увидеть разные варианты решения задачи. Но при этом ответственность за конечный результат лежит на клиенте.

Очень важный момент: коучу необязательно разбираться в специфике задач клиента. Также не имеет значения, есть ли у коуча практический опыт решения тех задач, которые ставит перед собой клиент. Для коуча гораздо важнее иметь подтвержденный опыт практической работы с клиентами (не менее определенного количества часов). И в этом ключевая разница между ним и ментором.

Бизнес-тренинг – процесс, выстроенный в определенной логической последовательности, в ходе которого с участниками происходят реальные и предсказуемые изменения в профессиональном поведении. В данном случае акцент делается именно на деловую сферу. А не на саморазвитие как таковое.

Бизнес-тренер - это специалист с высшим образованием, обладающий опытом работы в определенной области (переговоры, продажи, юриспруденция, маркетинг и т.п.) и специально обученный передавать свои знания взрослым людям.

Можно выделить три сферы компетентности, которые отличают профессионального тренера от дилетанта.

1. Специальные коммуникативные умения и навыки, позволяющие взаимодействовать с группой. Сюда входят навыки публичных выступлений, умение ярко и доходчиво доносить материал, управлять дискуссией, отвечать на вопросы, работать со сложными участниками, предоставлять обратную связь, создавать атмосферу, способствующую раскрытию потенциала участников. Сюда же относится тайм-менеджмент, умение работать с пространством и многое другое. Опытный тренер владеет определенными навыками как коучинга, так и менторинга.

2. Методологические знания и навыки – как построить программу, какие формы и методы обучения выбрать. Обучение предполагает не только усвоение теоретического материала и практикумы. Часто этому предшествует работа с установками участников. Тренинг –не набор увлекательных разминок и веселых упражнений. И далеко не любое действо, сопровождающееся перемещениями в пространстве, можно называть тренингом.

3. Знания и опыт в предметной области. В последнее время многие тренеры недооценивают важность именно знаний по предмету. Они ошибочно полагают, что наличие коммуникативных и методологических навыков обеспечивает возможность проводить обучение в любой области. Однако для участников важно, чтобы тренер мог поделиться с ними практическим опытом решения актуальных задач. А не только мог красиво изложить теорию и организовать групповую работу. И чем сложнее предмет, тем важнее для участников практический опыт тренера в предметной области. Поэтому для тренера важно как можно быстрее определить для себя, в какой области он будет наиболее успешен и где находятся границы его компетентности. Ведь заявления типа: «Я проведу для вас все!», - скорее отпугнут, чем порадуют потенциальных заказчиков и слушателей.