ТРИ СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Во время проведения тренингов я часто сталкиваюсь с тем, что у одних людей очень быстро формируются новые полезные навыки. А у других этот процесс идет очень тяжело, и часто навыки не формируются вовсе. Человек остается на том же месте, с тем же самым багажом, с которым пришел на обучение.

Зачастую это связано с тем, каким образом человек привык воспринимать новую информацию. У каждого из нас есть свой излюбленный способ. Который нам или помогает, или существенно мешает.

Давайте рассмотрим эти способы.

1.Критическое восприятие

Человек с самого начала настроен на защиту от новой информации. Он изначально не верит в то, что изменения в лучшую сторону возможны. В любых техниках и приемах он ищет изъян. А найдя, очень радуется: «Ну, вот! Я же говорил!». Люди с критическим восприятием нового оправдывают свое бездействие внешними обстоятельствами: нет времени; это слишком сложно; возраст уже не тот; если бы это работало, все бы уже так делали. И так далее.

Сознание человека закрыто от нового. Здесь подходит метафора закупоренного сосуда, в который невозможно ничего налить. В критическом восприятии нет ничего плохого, поскольку оно формируется на основе жизненного опыта. Оно страхует нас от необдуманных поступков и опасных авантюр. Проблема заключается в том, что при таком восприятии обучение чему-то новому становится практически невозможным.

При этом даже у людей, настроенных позитивно по отношению к новому, временами может возникать критическое восприятие какой-то информации. Как правило, это происходит, когда новое противоречит каким-то глубинным установкам. Например, мы всю жизнь считали, что в любом споре надо отстаивать свою точку зрения до конца. И когда нам говорят, что это всего лишь один из способов, и есть другие, - сознание начинает сопротивляться и искать подвох в новой информации. И чем дольше мы сопротивляемся, тем больше энергии уходит «в никуда». Поэтому при обучении важно понимать, что время от времени подобные ситуации обязательно будут возникать и относиться к ним спокойно.

2.Восторженное восприятие

В этом случае любая рекомендация радостно принимается на веру. Новая информация не подвергается критическому осмыслению и никак не адаптируется под конкретную ситуацию. Человек, окрыленный новыми знаниями, тут же бросается внедрять их в жизнь. При этом процесс реализации часто доводится до абсурда и практически никогда не бывает успешным.

Ведь в любом деле есть множество нюансов, которые необходимо просчитать, прежде чем начать применять изученное на практике. В результате опыт получается неудачным, человек расстраивается. И перекладывает ответственность за результат на преподавателя. «Это же вы мне сказали тверже отстаивать свою позицию. А я в результате поссорился с коллегами!». После нескольких таких неудачных опытов человек либо переходит к критическому восприятию, либо навсегда остается «горячим сторонником» любых изменений. Которым никогда не суждено воплотиться в жизнь.

Это пример «детской» позиции, когда у человека нет привычки брать на себя ответственность за собственные действия.

3.Адекватное восприятие

В этом случае человек готов открыто воспринимать новую информацию. Но прежде чем реализовать новые подходы на практике, он критически осмысливает, чем это может быть ему полезно, нет ли риска повредить что-то, что уже хорошо работает. Лишь в этом случае новые подходы встраиваются в уже сформированные процессы и улучшают жизнь.
Такой человек способен трезво оценить, подойдут ли именно ему те подходы, которые предлагаются. Например, какие-то переговорные техники хорошо подходят мужчинам. А в женском исполнении они не только ужасно выглядят, но и совершенно не работают. И наоборот. Тот, кто адекватно воспринимает новое, сразу видит, что ему «идет», а что нет. Такой человек не станет применять все подряд лишь потому, что это хорошо работает у другого. Он подумает, как это можно адаптировать под себя, попробует, внесет коррективы и лишь потом станет использовать на постоянной основе.

И это самый продуктивный способ. Ведь в данном случае человек готов меняться, и при этом несет полную ответственность за все изменения в собственной жизни.