«КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА» VS «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
В этих понятиях существует большая путаница. Популярно мнение, что «конструктивная критика» и «обратная связь» - синонимы. Однако это не так, между ними есть принципиальная разница.
Термин «обратная связь» пришел из кибернетики. Он означает ответную реакцию любой системы на внешнее воздействие. Исходя из полученной обратной связи, система корректирует свою работу.
Обратная связь в общении - содержательное впечатление другого человека от ваших действий.
Это не обязательно критика. Это может быть положительное впечатление, констатация ваших сильных сторон. Это может быть молчаливое действие или бездействие. Прекращение общения после конфликта или неумеренной критики . Отсутствие реакции зала на ваше выступление. При этом никто не высказывает критических замечаний и уж тем более не дает рекомендаций по исправлению ситуации. Обратная связь в классическом ее виде предполагает, что объект сам ее оценит и примет решение, что делать дальше.
Когда целью является изменение в поведении, речь идет о «конструктивной критике».
Давайте рассмотрим ПРАВИЛА ее предоставления.
Уместность. Общение происходит своевременно и в нужном месте. Желательно общаться как можно быстрее после обсуждаемых поступков, когда они актуальны и свежи в памяти. «Сегодня на совещании», а не «а вот еще в прошлом году…».
Личное обращение к объекту критики. Высказывание критических замечаний об отсутствующих людях – это сплетни, а не критика. У человека должна быть возможность уточнить, задать вопросы, высказать свое мнение о происходящем.
Доброжелательность. Необходимо поддерживать спокойный, ровный тон беседы, не допускать эмоциональных высказываний.
Позитивность. Лучше всего любую критику начинать с подчеркивания ценности человека, перечисления того, что сделано хорошо.
Направленность на поступки, а не на личность. Не «вечно ты мне хамишь, потому что ты злой и дурно воспитан», а «когда ты кричал, мне было очень обидно».
Опора на конкретные факты, а не на собственные умозаключения.
Направленность на поиск конструктивного решения. Это очень важно постоянно удерживать в фокусе внимания. И сопоставлять происходящее с этой целью. Не всегда человек позитивно реагирует на наш благой посыл. И если он сопротивляется, надо переносить разговор.
Диалогичность. Критика, высказанная в формате монолога – это разговор учителя, который отчитывает ученика за проступок. Взрослые люди ждут друг от друга иного отношения. Поэтому нужно заранее подготовиться к тому, чтобы задавать вопросы, анализировать ответы и корректировать ход беседы. На практике сделать это бывает ох как непросто. Мы все по большей части монологичны. Поэтому важно помнить, что у нас два уха и один рот ровно для того, чтобы мы в два раза больше слушали, чем говорили.
Дозированность. Человек может принять ограниченный объем критики. Это зависит и от личностных особенностей, и от текущей ситуации. Если человек расстроен и просит у вас критику, не надо радостно причинять ему добро, перечисляя все его промахи. Примите во внимание его состояние, окажите поддержку, сделайте акцент на его сильных сторонах и том, как можно улучшить ситуацию. Если же вы наблюдаете сигналы «переполнения сосуда» - отсутствие внимания, оправдания, возбуждение, возражения, - значит, сейчас не самое удачное время, и стоит перенести ваш разговор.
Если вы решили предоставить человеку критику по его запросу (а делать это надо только с соблюдением данного правила), помните о двух моментах:
1.Человек вправе отреагировать на ваши слова так, как у него получится. Он может расстроиться, обидеться, не захотеть больше иметь с вами дела. Да-да, сначала попросить покритиковать, а потом разорвать отношения. Такое тоже бывает.
2.После вашего разговора может ничего не измениться. Потому что это право другого решать, меняться ему или нет. Вы высказываете лишь свои предложения, а не диктуете другому, что делать.
Еще один немаловажный нюанс. Когда мы имеем дело с «конструктивной критикой», акцент чаще всего смещается на критику. Недавно наблюдала следующую ситуацию. В группе, проходящей обучение, участники решили предоставить друг другу конструктивную критику. И когда они не находили для нее причин (ну, не за что было критиковать), то очень переживали. Кто-то начинал придираться по мелочам, кто-то честно говорил о своих переживаниях, потому что «надо же вас покритиковать, а не за что». Участники чувствовали, что плохо выполнили свою задачу, потому что запрос-то был на критику.
На мой взгляд, именно такое смещение акцента и привело к тому, что когда хотят получить адекватную конструктивную критику, используют нейтрально окрашенный термин «обратная связь».